Республиканская олимпиада по учебному предмету "География"

Вариант 1.

 Задание 1:
 Вспомните названия известных вам приборов, используемых для проведения метеорологических наблюдений.

а).    Какие приборы будут иметь в один и тот же момент разные показания при проведении измерений на улице и в помещении?

б).    Какими из приборов можно пользоваться только на открытом воздухе?

 Задание 2:
 По описанию похода нарисуйте в требуемом масштабе его маршрут. Используйте условные обозначения, применяемые на планах местности, и определите, сколько километров прошел путник.

а).   Путник вышел из села Высокое в 8 часов и все время шел с постоянной скоростью 6 км/ч. Пройдя 20 минут на северо-восток, он достиг реки Быстрая. Перейдя ее по деревянному мосту и продолжив путь строго на север по проселочной дороге, еще через 30 минут путник достиг окраины луга. Далее он свернул на восток и еще 1 час шел вдоль луга по шоссе и дошел до вершины холма. Не прекращая своего пути, путник затем шел строго на юг 40 минут по смешанному лесу, где наткнулся на избушку лесника. После этого путник повернул на запад и шел еще 45 минут по лесу, а затем вышел на грунтовую дорогу, которая привела его к селу Высокое.

б).   Путник вышел из поселка Восточный в 7 часов и все время шел с постоянной скоростью 6 км/ч. Путник двигался на север по шоссе и в 7 часов 20 минут перешел по железному мосту реку Холодная. Сразу после моста по обе стороны дороги появились кустарники. Далее путник свернул на северо-восток и в 7 часов 35 минут пришел к железнодорожной станции Луговая. От реки до станции он шел по широколиственному лесу. От станции путник пошел на юго-восток по полевой дороге и через 15 минут пересек телеграфную линию. Далее он повернул на восток, шел 20 минут по грунтовой дороге, слева и справа от которой наблюдал болота. Выйдя на шоссе, он двигался по нему на юг в течение 45 минут. Затем он свернул на грунтовую дорогу, по которой следовал в течение 20 минут. Дорога пролегала между двух распаханных участков (пашня) и привела его к яблоневому саду.

 Задание 3:
 Укажите для каждого растения район, который является его родиной.

а).   Растения: финиковая пальма, фикус, лавр, алоэ.
Районы: предгорья Тибета, юг Африки, побережье Средиземного моря, север Африки.
б).   Растения: папирус комнатный, кактус, герань, лимон.
Районы земного шара: Восточная Азия, юго-запад Северной Америки, остров Мадагаскар, юг Африки.

 Задание 4:

 Представьте себе, что вы пролетаете на воздушном шаре над Москвой. В каком порядке вы увидите перечисленные ниже местности?

а).   Полет с севера на юг. Бутово, Замоскворечье, Медведково, Останкино.

б).   Полет с юго-запада на северо-восток. Китай-город, Лосиный остров, Солнцево, Лужники.

 Задание 5:
 Выберите регион, в котором представлено наибольшее количество автономных республик:

a) Европейский Север; b) Волго-Вятский район; c) Поволжье; d) Северный Кавказ.


Олимпиада 6-й класс. Вариант 2.

 Задание 1:

 Туристическая фирма, рекламирующая отдых в Тайланде, предлагает перенестись «из Московской зимы в тропическое лето». В чем ошибка этой рекламы? В какое время года вы рекомендовали бы своим друзьям совершить эту поездку и почему?

 Задание 2:

 В разных странах, в разные времена для обозначения масштаба использовали странные, на наш взгляд, единицы: 1 верста = 1,066 км, 1 вершок = 4,45 см, 1 дюйм = 2,54 см, 1 миля = 1,609 км. Определите, какой масштаб крупнее: в 1 дюйме- 150 миль или в 1 вершке- 200 верст. Запишите оба этих масштаба в принятом у нас сегодня численном и именованном выражениях.

 Задание 3:

 Ребята - финны из небольшого поселка, расположенного вблизи северного полярного круга, захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими сними на одной параллели. Они отправили письма в Россию, Канаду, Швецию. В какие страны ребята забыли написать? Какими видами транспорта туда можно доставить письмо?

 Задание 4:

 Напишите, какими способами на топографической карте можно показать отрицательные формы рельефа (овраг, обрыв и т.д.). Изобразите, используя условные знаки, холм, абсолютной высотой 322 метра. Подошва холма располагается на высоте 140 метров, северный склон более пологий, чем южный, горизонтали проведены через каждые 25 метров. Северный склон прорезает овраг.


 Задание 5:


По азимуту 225, на расстоянии около 2000 км находится другой остров, входящий в состав Вест- Индии, на котором говорят на испанском языке. Как называется этот остров? В каком направлении от него находится город Ставрополь?






Олимпиада 7-й класс.
Вариант 1.
 Задание 1:
Что общего у понятий «земная кора» и «тропосфера» ?
 В чем их отличия ?
 Задание 2:
 Составьте пары правильных ответов «прибор- единица измерения», которой характеризуется измеряемая прибором величина. Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, флюгер, эхолот. Единицы измерения: балл, метр, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент. Опишите оставшийся без пары прибор. Что он показывает?
 Задание 3:
Какие неблагоприятные и опасные природные явления следует учесть при строительстве жилых зданий и промышленных сооружений на Японских островах?
 Задание 4:
 Составьте проект использования Антарктиды человеком.
 Задание 5:
 Какие изменения произошли бы в климате Ставропольского края, если бы Кавказские горы переместились бы на северную границу края?
Олимпиада 7-й класс. Вариант 2.
 Задание 1:
Какая страна из названных не омывается водами Средиземного моря:
а) Сирия;
б) Израиль;
в) Турция;
г) Ливан;
д) Иордания;
е) Греция;
ж) Албания;
з) Египет;
и) Ливия;
Какое кругосветное путешествие будет короче (условимся, что кругосветное путешествие будет у нас напрямую, независимо от того, море это или суша):
а) по 50 параллели;
б) по экватору.
Свой ответ обоснуйте. Приведите все необходимые вычисления
 Задание 3:
Каким прибором на современных кораблях измеряют глубину моря?
а) сейсмограф; б) эхолот; в) лот; г) веревка с грузом; д) барограф.
Какова максимальная глубина Мирового океана?
 Как называется этот географический объект?
 Кому принадлежит заслуга измерения максимальной глубины океана?
 Задание 4:
Остров Пасхи является частью:
а) Великобритании;
б) Эквадора;
в) Чили;
г) США;
д) Колумбии.
Определите координаты этого объекта. Почему он так назван?
 Чем этот остров знаменит?
 Задание 5:
Названия каких государств мира и их столиц совпадают?
 Выпишите в столбик названия этих стран.
На территории какой страны берет начало река, на которой расположена столица Грузии?

 В какое море она впадает?









Олимпиадные задания по географии 2012 год
8 класс

Уважаемые участники олимпиады!
Вам предлагаются олимпиадные задания, состоящие из блоков  А, В, С, D.


Блок А. Включает 2 задания, лаконичные, точные ответы на которые вы должны   дать письменно.
задание 1 – Вам необходимо указать географические рекорды отдельных материков. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (всего – 10 баллов).
задание 2 – Вам необходимо ответить, как называется предложенный объект (слова-определения). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (всего – 10 баллов).
            Всего за блок:  20 баллов

Блок Б. Включает 2 задания.
            1 задание – 20 вопросов. Вам необходимо выбрать признаки, характерные для основных климатических поясов. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (всего – 20 баллов).
2 задание – 20 вопросов. Вам необходимо определить, какому из океанов присущи предложенные географические особенности? Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом (всего  - 22 балла).
            Всего за блок: 42 баллов

Блок С. Включает 1 задание. В предложенном задании необходимо  определить, к каким типам относятся перечисленные карты.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
            Всего за блок: 60 баллов

Блок D. Практический тур.
            Вам необходимо решить предложенную задачу.
            Всего за блок: 10 баллов

Максимальное количество баллов: 132 балла






Блок А
Задание №1

Географические рекорды отдельных материков:
1.Самая высокая точка Африки ____________________________________________________
2.Самая высокая точка Австралии __________________________________________________
3.Самая высокая точка Антарктиды _________________________________________________
4.Самая длинная река в Африке_____________________________________________________
5.Самое крупное озеро Австралии __________________________________________________
6.Самое крупное озеро Африки_____________________________________________________
7.Самое глубокое озеро Африки____________________________________________________
8.Самая западная точка Африки____________________________________________________
9.Самая глубокая материковая впадина Африки ______________________________________
10.Самая восточная точка Австралии ________________________________________________

Задание №2

Напишите, как называется (слова-определения):
1.Пересыхающие реки Австралии __________________________________________________
2.Пересыхающие реки Африки_____________________________________________________
3.Свободные ото льда территории в Антарктиде_______________________________________
4.Выступы скальных пород в русле реки _____________________________________________
5.Красно-желтые почвы экваториальных лесов _______________________________________
6.Сумчатый медведь, австралийский ленивец _________________________________________
7.Коренные жители Австралии _____________________________________________________
8.Коралловые острова в Океании ___________________________________________________
9.Люди, работающие в Арктике ____________________________________________________
10.Скопление птиц на скалах в Арктике _____________________________________________

Блок Б

Задание №1
Климатические пояса.
Выберите признаки, характерные для основных климатических поясов.
а) экваториальный _______________________________________________________________
б) тропический __________________________________________________________________
в) умеренный ____________________________________________________________________
г) арктический, антарктический ____________________________________________________

1.На протяжении всего года пониженное атмосферное давление.
2.На протяжении всего года температура воздуха (25-28 градусов по Цельсию).
3.На протяжении большей части высокое атмосферное давление и высокие температуры воздуха.
4.Большое количество осадков в течение года (1000 – 3000 мм).
5.Малое количество осадков в течение года (в большинстве районов менее 100 мм).
6.Годовые амплитуды температур достигают 60-80 градусов по Цельсию.
7.Летние температуры не выше 10 градусов по Цельсию.
8.Сравнительно теплое лето и холодная зима с отрицательными температурами.
9.Малые годовые амплитуды температур (до 5 градусов по Цельсию).
10.Преобладает западный перенос воздушных масс.
11.Очень малая облачность в течение года.
12.Осадки выпадают равномерно в течение года.
13.Стоковые ветры.
14.Зафиксирована самая низкая температура в северном полушарии.
15.Большую часть года характерен отрицательный радиационный баланс.
16.Наиболее интенсивно развита циклоническая деятельность, приводящая к неустойчивости погоды.
17.Над океанами формируется пассатный климат.
18.Высокая облачность и абсолютная влажность воздуха в течение года.
19.Из-за высокого эффективного излучения земной поверхности суточные амплитуды температур часто превышают годовые.
20.Самая продолжительная зима.

Задание №2
Географические особенности океанов.
Какому из океанов присущи следующие географические особенности?
1.Минимальная соленость поверхностных вод.
2.Самый большой по площади.
3.Находятся течения: Канарское , Гвианское, Бенгельское.
4.Наиболее четко как по протяженности, так и по положению выражен срединно-океанический хребет.
5.Большая часть течений имеет меридиональное направление.
6.Самый теплый по температуре поверхностных вод.
7.Наименьший по площади.
8.Находится большая часть глубоководных желобов Мирового океана.
9.Более 2/3 площади океана находится в Южном полушарии.
10.Имеет наиболее обширную шельфовую зону (в % от площади океана).
11.Наибольшее количество островов.
12.Самый древний по возрасту.
13.Наименее глубокий.
14.Омывает наибольшее количество частей  света.
15.Самый холодный по температуре поверхностных вод.
16.Имеет уникальное течение, направленное летом от экватора на север и являющееся холодным, а не теплым.
17.Находится самый глубокий желоб Мирового океана.
18.Наблюдается самая высокая приливная волна.
19.Имеет минимальную шельфовую зону (в % от площади океана).
20.Располагаются острова: Никобарские, Мальдивские, Сейшельские.

Атлантический океан _____________________________________________________________
Индийский океан ________________________________________________________________
Северный Ледовитый океан _______________________________________________________
Тихий океан _____________________________________________________________________


Блок С
Задание №1
Географические карты
Определите, к каким типам относятся перечисленные ниже карты.
1.Климатическая карта мира (М 1: 75 000 000);
2.Геоморфологическая карта Беларуси (М 1: 500 000);
3.Физическая карта Австралии (М 1:10 000 000);
4.Политическая карта Европы (М 1:2 000 000);
5.Физическая карта Атлантического океана (С 1:10 000 000);
6.Карта промышленности Литвы (М 1:250 000);
7.Экономическая карта Юго-Восточной Азии (М 1:2 000 000);
8.Карта растительности Оршанского района (М 1:50 000);
9.Физическая карта Средиземного моря (М 1:750 000);
10.Почвенная карта колхоза «Победа» (М 1:25 000);
11.Карта плотности населения мира (М 1:75 000 000);
12.Климатическая карта Курской области (М 1: 300 000);
13.Экономическая карта Казахстана (М 1:2 000 000);
14.Физическая карта Северной Америки (М 1: 10 000 000);
15.Ландшафтная карта Столбцовского района (М 1: 50 000);
16.Экономическая карта Северной Африки (М 1: 4 000 000);
17.Карта радиационного загрязнения Хойницкого района (М 1: 100 000);
18.Карта природных зон мира (М 1: 75 000 000);
19.Физическая карта полушарий (М 1: 90 000 000);
20.Карта растительности Беларуси (М 1: 600 000).

По содержанию: а)______________________________________________________________________________
б)______________________________________________________________________________

По масштабу:     
а) ______________________________________________________________________________
б) ______________________________________________________________________________
в)______________________________________________________________________________

По охвату территории:
а)______________________________________________________________________________
б)______________________________________________________________________________
в)______________________________________________________________________________
г)______________________________________________________________________________

Блок D

Практический тур

Задача
            Сколько граммов различных веществ можно получить из 1т черноморской воды, если ее соленость 18‰?
            Во сколько раз меньше, чем из 1 т воды Красного моря?




  


Ответы 8 класс

Блок А                                                                         
Задание №1                                                        Задание 2       
1.Килиманджаро                                                1. Крики
2.Косцюшко                                                        2. вади
3.Винсон                                                             3. оазисы
4.Нил                                                                   4.  пороги
5.Эйр                                                                   5. ферралитные
6.Виктория                                                          6. коала
7.Танганьика                                                       7. аборигены
8.Альмади                                                            8. атоллы
9.Ассаль (Афар)                                                  9. полярники
10.Байрон                                                            10. птичьи-базары.

______________________________________________________________________
Блок Б
Задание №1                                                         Задание №2
а) 1;2;4;9;12;18.                                                    Атлантический 3;4;5;14;18
б)3;5;11;17;19.                                                      Индийский 9;14;16;20
в)6;8;10;14;16.                                                      СЛО 1;7;10;13;15
г)7;13;15;20                                                          Тихий 2;6;8;11;12;14;17;19.
_______________________________________________________________________
Блок С
Задание №1
По содержанию:
а) общегеографические 3;5;9;14;19
б) тематические 1;2;4;6;7;8;10;11;12;13;15;16;17;18;20
По масштабу:
а) мелкомасштабные: 1;3;4;5;7;11;13;14;16;18;19
б) среднемасштабные: 2;6;9;12;20
в) крупномасштабные: 810;15;17
По охвату территории:
а) мировые и полушарий 1;11;18;19
б) материков и океанов 3;5;14
в) частей материков и океанов  4;7;9;16
г) государств и их частей  2;6;8;10;12;13;15;17;20
________________________________________________________________________
Блок D
Практический тур
Дано:                                               Решение:
V = 1 т                                              1 т = 1000 л
Соленость Черного моря – 18‰    1) 1000 х 18 = 18 кг масса соли,
Красного моря – 42‰                     которую можно получить из
                                                           Черноморской воды
__________________________
Найти: сколько соли можно           2) 1000 х 42 = 42 кг
Получить из 1 т воды этих              3) 42 : 18 = 2,3
морей

Ответ: из воды Красного моря можно получить в 2,3 раза больше соли, чем  из воды Черного моря.


________________________________________________________________________





Решение задач
Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Новокузнецке (
VI  часовой пояс), вылетевший из Санкт-Петербурга ( II часовой пояс) в 11 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 7 часов.


Определение времени часового пояса
Международные часовые пояса на территории России преобразованы в национальные часовые зоны.
Для определения времени часовых поясов, находящихся к
востоку
от нулевого меридиана, необходимо прибавлять время, а к
западу-
 отнимать.

8-7 +9=10
Приёмы решения заданий
Решение задач
Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Краснодаре (
II часовой пояс), вылетевший из Хабаровска ( IX часовой пояс) в 8 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 9 часов
12-6+8=14
(часов)
2. Между
Брянском и Южно-Сахалинском разница в 8 часов (10 – 2). Брянск расположен западнее, значит времени в нем меньше. Когда
в
 Южно-Сахалинске
уже 24 часа, в Брянске еще 24 – 8 = 16 часов.
Определение времени прилета самолета
Время вылета - разница часовых поясов + время в полёте = время прилёта ( самолет летит с востока на запад).
Время вылета + разница часовых поясов +время в полете = время прилёта (самолет летит с запада на восток )
Решаем самостоятельно:
 Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Ростове –на- Дону (II часовой пояс), вылетевший из Якутска (VIII часовой пояс) в 12 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов
 Иван из Брянска (2-й часовой пояс) хочет поздравить своего друга из Южно-Сахалинска (10-й часовой пояс) с Новым годом ровно в полночь по времени Южно-Сахалинска. Во сколько он должен звонить по времени Брянска?
 Определите, сколько времени в Норильске, когда в Москве 11 часов дня.
 Определите, сколько времени в Санкт - Петербурге, когда в Благовещенске 1 час ночи.
Определите, сколько времени в Калининграде, когда в Омске 17 часов дня.

11+4+7=22





1.   Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 10 октября    в 9 часов утра (время в пути 1 час)?

2.   Корабль покинул порт Петропавловска-Камчатского 12 сентября в 8 часов местного времени и прибыл в Лос-Анджелес  24 сентября в 12 часов по времени этого города. Сколько суток он был в пути?

 3.   Ваш корабль покидает Сан-Франциско в воскресенье 11 октября в 20 часов и прибудет во Владивосток ровно через 14 суток. Напишите текст телеграммы своим родителям, какого числа и в какое время вас встретить.

4.   Как вы думаете, какое наибольшее число воскресений может быть в феврале - самом коротком месяце года?

 5.   В каких известных сказках французского и русского писателей была предложена идея того, что мы сейчас называем летним временем?

 6.   Из Владивостока в 13 часов 20 минут по местному времени была отправлена телеграмма в Москву и доставлена адресату в 9 часов 15 минут по московскому времени. Сколько времени шла телеграмма?

Ответы:

     1. Если на Аляске 10 октября 9 часов утра, то на Чукотке - уже 11 октября  5 часов утра. Следовательно, вылетаем с Чукотки 11 октября в 4 часа, а прилетим на Аляску - 10 октября  в 9 утра.

 2. Если в Лос-Анджелесе 24 сентября, то в Петропавловске-Камчатском уже 25 сентября  7 часов утра. Корабль был в пути 13 суток (25 - 12 = 13).

 3.  По подвижной таблице часовых поясов определим: по календарю Владивостока   корабль покинул Сан-Франциско в понедельник 12 октября в 14 часов.    Через 14 суток во Владивостоке наступит понедельник 26 октября. Напишем так: "Встречайте 26 октября в 14 часов".

    4. Если этот вопрос задать человеку, постоянно живущему на одном месте, то он будет рассуждать так. Возьмем максимально возможное количество дней в феврале,  которое бывает в високосные годы, - 29. Если первое  число такого февраля   приходится  на воскресенье, то 8, 15, 22 и 29 февраля будут тоже воскресеньями. Отсюда один ответ; наибольшее число воскресений в феврале  -  пять.

     Если же ответ дает капитан корабля, который регулярно, один раз в неделю, совершает плавание по Берингову проливу от Чукотки до Аляски, то он может сказать следующее. Корабль покидает Чукотку каждое воскресенье. В этот же день корабль пересекает линию перемены даты. Поскольку он движется с запада на восток, то следующий день для него снова будет воскресенье. И так каждую неделю. Следовательно, для экипажа корабля наибольшее число воскресений в феврале может быть в два раза больше, чем для всех остальных жителей Земли, а именно -десять.

    5. В сказке Шарля Перро “Золушка” есть такие строки: "Во время бала во дворце король, чтобы продлить праздник, приказал перевести стрелки всех часов на один час назад." Таким образом, Ш. Перро еще в XVIII веке предвосхитил идею о введении искусственной поправки в показания часов для практических нужд.

   Напомним  некоторые подробности сказки Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) "Аленький цветочек". В то время, когда меньшой дочери купца надо было возвращаться к зверю лесному, чуду морскому, "сестры задумали дело хитрое, дело хитрое и недоброе: взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили". Таким образом, и Аксаков подал идею о введении искусственной поправки в показания часов.

   В настоящее время более 70 стран, кроме Японии, Китая и некоторых других, находящихся недалеко (0о - 40о) от экватора (а раньше было 120 стран), каждую весну переводят стрелки часов на 1 час вперед, тем самым достигается более рациональное использование светлого времени суток в течение следующих семи месяцев, при этом вечера остаются долгое время светлыми и освещение в домах можно включать немного позже.

 Переходят на летнее время и в южном полушарии, это происходит в сентябре    -   первом весеннем месяце этого полушария.


 6.Если во Владивостоке 13 часов 20 минут, а разница во времени с Москвой составляет 7 часов, то в Москве 6 часов 20 минут. Так как телеграмму доставили в 9 часов 15 минут, тогда в пути она была 2 часа 55 минут (9ч 15м - 6 ч 20м = 8ч 75м - 6ч 20м =2ч 55м).

Олимпиады

Олимпиада 8 класс. Вариант 1.

 Задание 1:

Национальное бюро США дает следующие рекомендации: если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели. При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации? С чем связан огромный ущерб от этого явления? Что Вы еще знаете об этом явлении? Где оно наиболее часто проявляется?

 Задание 2:

Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»? О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?

 Задание 3:

Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?

 Задание 4:

Запасы этого минерального природного ресурса в Калининградской области оцениваются более чем в 3 млрд. тонн, разведано 281 месторождения. Этот минеральный ресурс может служить и как топливо, и как минеральное удобрение. Добыча его ведется в основном в Нестеровском и Полесском районах области. Иногда его теплотворная способность достигает 5000 кКал, хотя с 1982 г. использование его как топлива запрещено законом. Этот ресурс поставляется во многие страны Европы. О каком ресурсе идет речь? Какие проблемы его добычи и использования Вы знаете?

 Задание 5:

Однажды, много лет назад, в Тынде среди двора случайно опрокинули вверх дном бочку (открытым концом вниз), случилось это осенью, она осталась зимовать. Однажды, в самые жуткие морозы из-под бочки забила вода, заполнила ее до половины и через дырку в стенке разлилась по двору, отрезав даже сарай. Так эта бочка попала в историю, была сфотографирована и попала в учебники по мерзлотоведению. Пришлось потом бочку срубать, чтобы попытаться спасти двор, сарай и дом. Как Вы думаете, что произошло?




Олимпиада 8 класс. Вариант 2.


 Задание 1:
 Придя из школы, Петя застал дома старшего брата Василия- моряка, который только что вернулся из дальнего плавания. Разложив на столе сувениры из Мурманска, Лондона, Рио-де-Жанейро, Гонолулу и Владивостока, Василий продолжал свой рассказ: «Сойдя на берег в этом порту 22 декабря, во время прогулки в 18 часов по московскому времени, я остановился в тени высокой стены». «Как же ты мог начать без меня?!- возмутился Петя - Уже рассказал про другие города и дошел до…». О каком городе рассказывал Василий во время прихода старшего брата и, почему его фраза не могла относиться ни к одному из других четырех портов, в которые заходило судно?

 Задание 2:
 В рамках эксперимента по акклиматизации в Россию были завезены дикие животные из других стран. По картам атласа определите, какие заповедники нашей страны лучше всего подошли бы для этой цели, если завезли койота и пуму. Объясните, почему.

 Задание 3:
 В городах Астрахань, Волгоград, Кострома, Нижний Новгород, Новгород и Тверь решили построить телебашни. В каком из городов шпиль телебашни будет находиться выше всего над уровнем моря, а в каком- ниже при одинаковой высоте металлической конструкции?

 Задание 4:
 Спроектируйте новый заповедник на территории России.

 Задание 5:
Человечество все чаще сталкивается с проблемой исчерпания основных видов природных ресурсов. Единственный континент, где они еще практически не разрабатывались,- Антарктида. В то же время, установлено, что ледовый континент играет важную роль в сохранении природы Земли. Представьте, что двое ученых ведут дискуссию о будущем Антарктиды. Первый выступает за ее скорейшее хозяйственное освоение, а другой требует сохранить континент в первозданном состоянии. Представьте основные аргументы каждой из спорящих сторон. Приведите так же контраргументы, которыми могут воспользоваться спорящие для доказательства ошибочности позиции собеседника. Какую сторону в этом споре приняли бы вы?

Тест по географии 8 класс:

     1.      Для всех рек Восточно-Европейской равнины характерно:
 преимущественно дождевое питание и летнее половодье;
 преимущественно дождевое питание и весеннее половодье;
 преимущественно снеговое питание и весеннее половодье;
 преимущественно снеговое питание и летнее половодье.

     2.      По сравнению с Восточно-Европейской равниной в Западной Сибири отсутствуют почвы:
 тундрово-глеевые;
 дерново-подзолистые;
 серые лесные;
 черноземные.

     3.      Наибольшую абсолютную высоту имеет:
 крайняя северная точка России;
 крайняя южная;
 крайняя западная;
 крайняя восточная.

     4.      Наибольшее видовое разнообразие животных в зоне арктических пустынь характерно для:
 амфибий;
 рептилий;
 птиц;
 млекопитающих.

     5.      При повышении кислотности почвы наиболее целесообразно:
 внесение удобрений;
 осушение;
 известкование;
 орошение.

     6.      Северные Увалы являются водоразделом бассейнов рек:
 Северная Двина и Волга;
 Днепр и Печора;
 Волга и Обь;
 Енисей и Лена.

     7.      Эрозионный рельеф ярко выражен:
 в бассейне р.Обь;
 на Мещёрской низменности;
 на Среднерусской возвышенности;
 в бассейне р. Сев.Двина.
     8.      Какое явление, происшедшее на берегу р.Волги описал летописец:...и Божьим изволением фех ради наших оползла горы сверху, и засыпало в слободе сто пятьдесят дворов и с людьми и со всякой скотиной?
 оползень;
 обвал;
 осыпь;
 сель.

     9.      Определите природную зону по следующим показателям и признакам:
 а) солнечная радиация - бО ккал/см;
 б) полярная ночь до 150 суток;
 в)средние температуры июня 0...+ГС
 г) почвы в зачаточном состоянии.
 лесотундра
 тундра
 арктическая пустыня
 тайга

     10.      Почему в зоне степей не произрастают леса?  деревьям не хватает влаги;
 происходят периодические засухи;
 почвы подвержены засолению;

деревья не могут прорасти

Комментариев нет:

Отправить комментарий